2. Книга Судей Наименование книги Как в еврейской, так и в греческой Библии книга надписывается словом «судьи» (евр. «софетим»; греч. – «крите»), которое указывает на главный предмет содержания. Судьями в книге названы особые мужи, призываемые Богом ко спасению народа от внешних врагов и охранению истинной веры, то есть это были вожди, управлявшие народом от имени Божия. В истории Израиля эти люди стали национальными героями, хотя действия большинства из них ограничивались небольшими масштабами и борьбой против отдельных врагов. К сожалению, единство еврейского народа страдало не только из-за влияния окружающего его язычества, но и из-за междоусобных разногласий между коленами Израилевыми (случай с Гедеоном – 8 глава). Сведения о судьях часто довольно скудны, но и те, что мы имеем, дают возможность сказать, что среди них были люди, не всегда стоявшие на высоте своего священного служения. Библия вовсе не претендует на канонизацию всех судей, правдиво изображая их как реальных представителей своего времени. Не стоит также полагать, что деяния всех судей включены в книгу Судей. О некоторых из них (Девора и Варак, Гедеон, Иеффай, Самсон) повествуется довольно подробно, другие судьи лишь упоминаются. Время написания книги и её автор Вся книга Судей представляет собой довольно стройное, цельное литературное произведение, что указывает на одного её составителя, жившего в конце описываемого периода. Это же подтверждает и введение в книгу, в котором дается оценка всему описываемому периоду. Можно также заключить, что автор жил до царя Давида, так как Иерусалим ещё называется Иевусом, и иевусеи еще не были изгнаны из крепости, взятой Давидом (Суд. 1, 21; 13, 10; 2 Цар. 5, 6-7). На основании сказанного, автором книги Судей называют пророка Самуила (XI в. до Р.Х.). Это мнение подтверждается также древним иудейским преданием, записанным в Талмуде. Однако, некоторые полагают, что книга окончательно была составлена во времена священника Ездры (V в.), то есть на её формирование ушло около 600 лет. Сторонники этого мнения указывают на симпатию писателя к монархическому образу правления Израилем (Суд. 21, 25). Кроме того, представители этого мнения убеждены, что прослеживаемая в книге идея греха и наказания могла сформироваться так убедительно только после плена. Что же касается времени описываемых событий, то его по книге установить нелегко, ибо она не является в строгом смысле слова продолжением книги Иисуса Навина и, кроме того, хронологический порядок в книге не соблюдается. Основная идея книги довольно ясна: это ? зависимость благоденствия Израиля от его верности Богу. В результате, приведенные исторические сведения не просто переплетены с религиозными соображениями, но над всем повествованием доминирует религиозный подход. Летописцы, фиксирующие исторические события, прежде всего отражали истину и величие поклонения Единому Богу сравнительно с нечистыми культами многочисленных Ваалов и Астарт. Только в этом смысле книга Судей может рассматриваться как продолжение книги Иисуса Навина. Принято считать, что книга Судей описывает период примерно в 200 лет. Разделение книги на части и её содержание Книгу Судей можно разделить на 3 части: вступление, основная часть и два прибавления. 1. Вступление (1 – 3, 6). В нем изображается общее состояние Израиля после смерти Иисуса Навина, вызвавшее появление судей в то время. 2. Основная часть книги (3, 7 – 16, 31). Это история о судьях, повествующая о многократных порабощениях израильтян, попущенных Богом в наказание за их идолопоклонство, и об избавлении их от врагов через судей — богоизбранных вождей Израиля. Как только Израиль осознавал свой грех и обращался к Богу с молитвою о помиловании, так Господь посылал народу Своему избавление. 3. Два прибавления (17-21 главы), которые наглядно показывают, до какой низкой степени порой падал Израиль, отступая от веры и закона Моисеева. Последствия верности и неверности евреев Богу и его закону Во вступлении, во второй главе с особой ясностью автор говорит о зависимости благоденствия Израиля от его верности Богу и Его закону. Еще при Иисусе Навине были случаи непослушания евреев повелениям Божиим относительно завоевания Земли Обетованной. После же смерти святого вождя Израиль все чаще проявлял желание войти в союз с языческими народами, сделав их своими данниками. Союз с хананеями вызвал гнев Божий, о котором Израиль узнает из обличительной речи Ангела Господня. Можно полагать, что это был неизвестный пророк, говоривший от Лица Божия. За богопротивный союз с язычниками Господь наказывает Израиль: отныне язычники будут постоянными врагами и поработителями евреев. «Не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью» (Суд. 2, 3), — изрёк ангел. Все дальнейшее содержание книги Судей служит подтверждением этих слов. Языческие народы многократно порабощают то одно, то другое колено Израилево. В скорби и тесноте Израиль начинает взывать о помощи к Богу, и Господь освобождает Свой народ через судей. После их смерти евреи снова отступали от Бога и попадали в пленение к язычникам (Суд. 2, 16-23). Святоотеческое толкование чудесного орошения руна Гедеона (6 глава) Истолковывая факт чудесного орошения руна, многие святые отцы указывали на прообразовательное значение этого события. В первом случае, когда роса была на руне, а вся земля оставалась сухой. Это означало, что ранее Израиль, составлявший Церковь Божию, изобиловал Божественною благодатью, тогда как вся земля была суха от бесплодного зноя языческого суеверия. Во втором случае, когда земля покрылась росой, а руно осталось сухо, это означало, что, когда роса веры иссохла в сердце иудеев, отвергших Источник живоносной воды чудесного орошения руна — Христа, языческие народы, приняв слово Евангелия, стали причастны благодатных даров Святого Духа, и, таким образом, вся земля оросилась росой веры и даров духовных через евангельское слово. Руно, таким образом, прообразовало народ иудейский, сухая земля — языческий мир, а роса — всеоживляющую благодать Божию (Августин, Феодорит и др.) Другие толкователи видят в этом чуде прообраз Боговоплощения. Руно прообразовало Деву Марию, утроба Которой подобно руну приняла на себя Небесную Росу — Христа; с пришествием же Господа весь греховный мир, лежавший в тлении и сухости, оросился росою благодатных даров Божиих (Ориген, блаженный Иероним, канон Богородице). Обет судьи Иеффая и его исполнение (глава 11, 30-40) За дарование победы над аммонитянами судия Иеффай обещает принести Богу во всесожжение то, «что выйдет из ворот его дома ему навстречу». Встретить победителя вышла его единственная дочь, которой судья и исполнил свой обет Богу. В древности все святые отцы, а равно иудейские раввины и историк Иосиф Флавий согласно держались того мнения, что дочь Иеффая была принесена Господу во всесожжение на алтаре. Лишь в последнее время исследователи этого вопроса стали объяснять обет Иеффая духовной жертвой, говоря, что дочь судии была посвящена на служение Богу при Скинии и осталась навсегда девой. Но повествование скорее свидетельствует в пользу древних толкователей. Можно говорить об излишней смелости и необдуманности обета Иеффая, о том, что он не должен был ни давать его, ни, тем более, исполнять (Августин, Иероним); все же судья не отступил от своего обета, потому что хотел угодить Богу, как Авраам, принеся Ему в жертву самое дорогое. Если же обет Господу был дан, израильтянин обязан был выполнить его, и Иеффай остался верен своему слову (Суд. 11, 35; Быт. 22, 1-19; Мих. 6, 7; 4 Цар. 3, 27; Числ. 30, 3; 32, 24; Пс. 65, 13-14; Иер. 44, 17). Упоминание о том, что дочь Иеффая «оплакивала девство своё» и «не познала мужа» (Суд. 11, 38-39), подчеркивает горькую участь её, ибо, умерев в юности безбрачной, она навсегда лишалась чести стать матерью, что почиталось великой добродетелью и счастьем у еврейских женщин. Дочь полностью разделяет религиозные взгляды отца, что и создаёт ощущение настоящей трагедии. Автор книги здесь только свидетельствует о трагическом событии, то есть человеческом жертвоприношении, но сам не одобряет поступка Иеффая. Идолопоклонство в доме Михи Ефремлянина (глава 17) Рассказ этот показывает, до какой степени может заблуждаться человек, ведущий греховную жизнь. Некто Миха из колена Ефремова, похитив у матери своей 1100 сикилей серебра, возвращает ей это серебро, испугавшись проклятия, произнесенного ею на похитителя. Мать, чтобы проклятие не пало на сына, посвящает это серебро от имени его Господу: из серебра отливается идол и предметы культа для служения. Так дом Михи становится храмом. Для отправления служения Миха сначала поставляет жрецом одного из своих сыновей, а потом нанимает за деньги на должность священника праздного левита. Все изложенное выше, а именно: воровство, изготовление идола, самочинное поставление священника, служба идолу ради корысти — греховно в очах Божиих и осуждается автором книги.