Книга пророка Аввакума

1. Сведения о пророке Аввакуме

Пророк Аввакум (евр. Хабаккук – борющийся) проходил свое служение в Иудее. О его жизни почти ничего не известно. 
Анализ текста говорит нам, что пророк был из колена Левиина и принимал участие в богослужебном храмовом пении.
Время пророческого служения определяется из содержания  его пророчеств, где говорится о религиозно-нравственном 
состоянии современников пророка. Пророк сетует о распространении нечестия в стране и получает ответ от Бога о скором 
нашествии на Иудею халдеев. Халдеи – орудие наказания Божия. Из этого толковники заключают, что Аввакум жил при 
нечестивом царе Иоакиме и был свидетелем первого нашествия халдеев на Палестину 605 г. до Р.Х. Иоаким (608-597) 
вступил на царство после благочестивого Иосии, трагически погибшего в 609 году в битве с фараоном Нехао II при Мегиддо. 
Иоаким (из Елпоакима) сначала был данником фараона до 605 года, а после нашествия Навуходоносора платил дань Вавилону. 
В годы его царствования нечестие и идолопоклонство вспыхнули с новой силой. Следовательно, пророк Аввакум проходил 
свое служение при Иоакиме и был современником пророка Иеремии. Память пророка Аввакума празднуется Церковью 15 декабря.

2. Состав и содержание книги

Книга пророка Аввакума состоит из трех глав. Главная мысль книги  состоит в том, что неправедный и беззаконный 
погибнет, а праведный через свою веру жив будет. Эта мысль трижды раскрывается в тексте. Первый раз – в диалоге 
пророка с Богом; второй раз – в пяти песнях, предсказывающих горькую участь поработителей; третий раз – в псалме, 
изображающем суд Божий над грешниками и исповедание веры пророка.
Стихи 1:2-4. Первая жалоба пророка. Аввакум жалуется Богу на царящие среди иудеев развращение и утеснение праведных 
нечестивыми и вопрошает Господа, долго ли это будет продолжаться, доколе Он по Своей благости будет терпеть торжество 
нечестивого, который творит насилие и грабеж, восстает и поднимает раздор.
Стихи 1:5-11. В ответ пророк получает откровение о том, что скоро Господь произведет суд над иудеями через нашествие 
халдеев, которые налетают, как орел, бросающийся на добычу, и забирают пленников, как песок.
Стихи 1:12-17. Вторая жалоба пророка. Смущенный страданиями своего народа от язычников-халдеев, которые превосходят 
иудеев своим нечестием, пророк вопрошает, доколе злодеяния грабителей будут оставаться безнаказанными, почему чистейшие 
очи Господа безучастно могут смотреть на то, как нечестивый поглощает праведника.
Стихи 2:1-4. Пророк получает ответ от Господа: халдеи тоже будут наказаны.
Далее (2:5-20) подробно в пяти торжественных песнях (проклятиях) пророк говорит о наказании ненасытных богачей, 
ростовщиков, грабителей, наемников, и прочих грешников.
Стихи 3:1-19. Молитва пророка Аввакума (псалом).
В надписании (1-2 стихи) пророк говорит о страхе, охватившем его после откровения ему грозных намерений Божиих 
(главы 1-2). Он взывает к Богу об исполнении предсказанного и одновременно молит Бога во гневе явить и милость.
Далее идет описание грозного явления всемогущества Божия для наказания зла и спасения праведников. Господь 
изображается, как и во времена Моисея, шествующим от Синая (от Фемана и Фарана) для спасения Своего народа. Сначала 
описывается Его величие (3-5 стихи), затем проявление Его безмерного могущества в господстве над силами и стихиями 
природы. Говорится о возмездии нечестивому и спасении кающегося.
Стихи 3:16-19 – исповедание веры пророка, в котором он говорив о том, что даже крайняя степень лишений в бедствиях 
не смогут омрачить его радости о Господе. Это исповедание пророка знаменует переворот в ветхозаветном сознании, 
освобождающий его от корыстного отношения к вере. Главное – это внутреннее единение с Богом, а не Его дары, которых 
ищет корыстное благочестие.
По стилю изложения и языку, возвышенному и поэтическому, книга пророка Аввакума принадлежит к лучшим произведениям 
ветхозаветной письменности. К сожалению, в переводах это заметно не так ясно.

3. Мессианские черты в книге пророка Аввакума. 
    О спасительной силе веры

Пророк мучительно размышляет над тайной зла и просит Бога указать ему выход из трагических противоречий бытия 
(страдания невинных). Возвещая о будущем нападении халдеев, Господь отвечает пророку: «Вот душа надменная не 
успокоится, а праведный своею верою жив будет» (2:4). Ответ этот очень важен, и Господь повелевает записать его на 
скрижалях. «Надменная душа» - халдейский завоеватель («сила его – бог его» указывается на его гордыню и попрание 
совести и правды). «Праведный»  благочестивый остаток народа Божия, который спасется своей верой.
Под спасающей верой разумеется твердая, истинная вера, которая руководит действиями и жизнью человека. Твердо 
верующий в истинного Бога не растеряется ни при каких обстоятельствах; в вере он находит разрешение всех жизненных 
вопросов, и этой верой он живет.
Указывая на необходимость веры богоизбранному народу, пророк таинственно предрекал будущее духовного Израиля, 
мессианские времена, когда вся жизнь христианина будет определяться его верой. Апостол Павел трижды цитирует это 
выражение в своих посланиях (Рим. 1:17; Гал. 3:2; Евр. 10:37-38), и на нем основывает свое учение об оправдании верой 
без дел закона (Гал. 3:11). По апостолу Павлу, Аввакум, следовательно, пророчествовал о том, что в духовном царстве 
Мессии для спасения требуется вера во Христа Спасителя, при наличии которой Господь дарует верующим оправдание и 
спасение.

4. Богослужебное употребление книги

Третья и отчасти вторая главы книги пророка Аввакума служат образцом и основой содержания четвертой песни утренних 
канонов. В целом ряде ирмосов встречаются мысли и выражения, заимствованные из этих глав («На божественной стражи 
богоблаголивый Аввакум, да станет с нами...» Выражения «Господи, услышах слух Твой и убояхся...» (3:1), «покрыла есть 
небеса добродетель Твоя (Христе)...» приводятся в ирмосах почти буквально.
Все места книги пророка Аввакума, заимствованные ирмосы и тропари Церковь изъясняет в мессианском смысле. Например, 
стих 3:3 «Бог от юга приидет и святый от горы приосененныя чащи… под горой Церковь понимает Деву Марию, родившую 
Христа Спасителя.
«Жезл из корене Иессеева и цвет от него, Христе, от Девы прозябл еси, из горы, Хвальный, приосененныя чащи, пришел 
еси от неискусомужныя, невещественный и Боже. Слава силе Твоей, Господи». («приосененныя чащи»  = по-русски – от горы, 
осененной чащею»).



Hosted by uCoz