Книга пророка Наума

1. Сведения о пророке Науме

Имя пророка Наума (евр. Нахум) означает «утешитель». Прозвище его – Елкосеянин (евр. Элькоши)  указывает на 
происхождение из города Елкоса и Элькоша. Правда, толковники расходятся во мнениях относительно географического 
положения этого города. По Иерониму, Елкос находится на севере Гелилеи, а по святому Кириллу – в Иудее. Славянский 
и греческий переводы, где Наум назван «сыном Елкесеевым», в данном месте ошибочны.
Время служения пророка, не обозначенное в книге, можно определить по содержанию его пророчеств. Так, можно заключить, 
что Наум пророчествовал в Иудее в ассирийскую эпоху до момента падения Неневии, о котором он предсказывает. Из того, 
что в 3:8-10 говорится о разрушении Но-Аммона (египетские Фивы), завоеванного в 663 году до Р. Х. ассирийским царем 
Асаргадоном, следует, что Наум начал свое пророчество после этой даты (около этого времени Асаргадон увел в оковах в 
Вавилон иудейского царя Манассию (2 Пар. 33:11), и переселил в Ассирию остатки израильтян, живущих на территории 
бывшего десятиколенного царства (1 Езд. 4,2,10). Поскольку иудеи в книге Наума не обличаются в идолопоклонстве, а 
изображаются как страдальцы от ассирийского ига, которым возвещается спасение от Господа (1:12-15), время написания 
книги можно отнести к 621-612 гг., т.е. ко второй половине царствования благочестивого Иосии (640-609 гг.), 
предпринявшего в 621 году религиозную реформу с целью искоренения идолослужения и сосредоточения богослужения в 
Иерусалимском храме (4 Цар. 22:23).

2. Состав и содержание книги

Книга пророка Наума по своему содержанию относится к тем отделам пророческой письменности, предметом которых является 
будущая судьба языческого народа.
Главная тема книги – приближающееся падение Ниневии, столицы могущественной и жестокой Ассирии, которая в древнем 
мире стала символом кровожадной жажды завоеваний. Поработив Сирию, Палестину, Египет, Вавилон, часть Малой Азии и 
Кавказа, Ассирия опустошила эти земли, разрушив десятки городов и угнав в плен сотни тысяч жителей. Все народы 
смотрели на Ниневию, как на ненавистную угнетательницу. Неудивительно поэтому, что для Наума Ниневия была воплощением 
зла.
Военная мощь Ассирии пошатнулась в результате нашествия скифов. В 616 г. Ассирия потерпела жестокое поражение в битве 
с восставшими вавилонянами. В 614 г. халдеи в союзе с мидянами захватили древнюю столицу Ассирии – Ассур. В 612 г. 
пала и Ниневия. Все порабощенные ею страны ликовали.
Пророчество о падении Ниневии и Ассирии раскрывается в трех главах.
В первой главе описывается всемогущество и правосудие Божие, направленные против Ассура, враждебного Богу и иудеям, 
которым предвозвещается опасение от ассирийского ига.
Во второй главе подробно предсказывается разграбление и окончательное разрушение Ниневии.
В третьй главе выясняются причины падения Ниневии – ее беззакония, и предъизображается картина будущего запустения 
Ниневии. В этой главе пророк перечисляет страшные бесчинства, достойные возмездия сплошной обман, бесчисленные убийства, 
грабительства, распутство, чародейство, преступления против других народов. В ряде мест книги пророк говорит, что 
Господь «всепотопляющим наводнением» положит конец Ниневии (1:8; 2:6; 3:8).
Пророчество о погибели Ниневии «от воды» и ее вечном запустении исполнилось с буквальной точностью в 612 г. до Р.Х. 
Ниневия, упорно оборонявшаяся против осаждающих ее мидян и вавилонян, была взята Клаксаром, царем мидийским, и 
Набопаласаром, царем вавилонским после того, как была устроена запруда реки Тигр, мощные воды которой, изменившие 
течение, устремились в город, подмыли городские стены и позволили неприятелю вторгнуться в него. Царь ассирийский 
Сарданапал, отчаявшись, приказал разжечь во дворце огромный костер и, собрав золото и серебро, ожег себя вместе с 
женами, наложницами и драгоценностями.
С тех пор Ниневия никогда не восставала. «Где же логовище львов, куда лев таскал сокровища» (2:11)  иронически 
вопрошает пророк, провидя будущее запустение величайшего города того времени. И действительно, еще не так давно 
неизвестно было даже место бывшего города, разрушенного более двух тысяч лет тому назад. И только в середине XIX века 
Ниневия была открыта благодаря раскопкам Лейярда.
Мессианские черты в книге пророка Наума можно заметить в конце первой и начале второй главы (1:15; 2:12). В еврейском 
тексте 15-й стих первой главы отнесен к началу второй главы. Здесь возвещается грядущее благовестие Иудее, т.е. 
говорится о вожделенном времени, когда иудеи освободятся от поработителей, смогут «праздновать праздники свои и 
исполнять обеты свои», когда в пределах Иудеи зазвучит голос благовестника, возвещающего мир (ср. Ио. 52:7). Имея, 
прежде всего, исторический смысл, эти слова пророка заключают в себе и предвестие благ мира, и спасение в новозаветное 
время. В таком смысле применяет слова этого пророчества апостол Павел (Рим. 10:15), говоря о проповеди евангельского 
учения во всем мире.



Hosted by uCoz