Книга пророка Амоса

Личность пророка и его время

Пророк Амос (с евр. – «носитель бремени») происходил из иудейского селения Фекон (на юг от Вифлеема), но 
пророчествовал в Израильском царстве, при царе Иеровоаме II (793-753) и его современнике на иудейском престоле – 
Озии (781-740).
До призвания на пророческое служение Амос занимался скотоводством (был пастухом) и собиранием плодов диких 
смоковниц (7:14), к чему прибегали бедные люди для своего пропитания. Неожиданно Господь призвал Амоса к высокому 
служению и послал пророчествовать в Израильский город Вефиль – центр служения тельцам, введенного в северном царстве 
Иеровоамом I. Своим смелым обличением нечестия израильских вельмож и незаконности израильского культа пророк Амос 
возбудил против себя преследование. Главный жрец вефильского храма Амасия в своем доносе царю обвинил пророка в 
возмущении народа и оскорблении личности царя. «Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева, земля 
не может терпеть всех слов его, ибо так говорит Амос: от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно будет уведен в 
плен» (7:10-11). Пророк был изгнан из Вефиля. После этого Амос уже не проповедовал публично, но стал записывать 
свои видения и пророчества. Он первый, известный нам, пророк – писатель.
Величественный и строгий стиль Амоса свидетельствует о суровой и цельной натуре. Человек не знатного происхождения, 
Амос, тем не менее обладал широким кругозором и хорошо знал священную письменность, историю и жизнь окружающих народов.
Израильское (десятиколенное) царство при Иеровоаме II в политическом отношении находилось на верху могущества и славы. 
Владения его на северо-востоке простирались до Евфрата, на юге – до Мертвого моря, но религиозно-нравственное состояние 
народа было очень печальным. Завоевания Иеровоама II, обогатившие страну, развели в богатых слоях общества страсть к 
роскоши и чувственным удовольствиям. Правители и вельможи проводили время в пиршествах (6:46), устраивали для себя 
роскошные зимние и летние дворцы (3:12-15), возлежали на ложах из слоновой кости, среди них процветало взятничество, 
вымогательство; притеснение и угнетение слабых и бедных, обман в торговле и прочие пороки (2:6-8; 5:11-13; 8:4-6).
Религия в той форме, в какой она поддерживалась в северном царстве, не могла содействовать возвышению нравственности 
в народе. Все сводилось к внешнему исполнению культа тельцов: приносились многочисленные жертвы, отмечали субботы и 
другие праздники, но забывали о нравственном законе, попирали суд и правду. Наряду с культом тельцов получил широкое 
распространение чисто языческий культ Ваала и Астарты, который пьянство и разврат возводил на степень религиозных 
действий.
Обличительные проповеди и угрозы Амоса, хотя и не оказали заметного влияния на современников (как и обличения Осии), 
но грозные пророчества полностью исполнились в событиях 725-722 гг. до Р.Х.
За бесстрашную защиту бедных и угнетенных Амоса называют «пророком социальной справедливости».

Состав и содержание книги

Книга пророка Амоса состоит из девяти глав и может быть разделена на три части (главы 1-2; 3-6; 7-9). Основная тема 
книги книги – возвещение суда десятиколенному израильскому царству за его нечестие. Эта тема раскрывается в 
обличительных речах и в видениях пророка.
Особенность обличительных речей Амоса состоит в том, что он преимущественно борется с нарушениями нравственного 
закона и преступлениями против социальной справедливости. Он совершенно не касается вопросов политики израильского 
царства и сравнительно мало говорит о религии и культе.
1 часть содержит обличительные речи, направленные сначала против соседних языческих народов, а потом против Иудеи 
и Израиля. Указывая на гнев Божий за нечестие языческих народов и Израиля, пророк изображает Ягве, как Бога всех 
людей и народов, Который наказывает преступления против общих моральных законов везде, где бы они ни обнаруживались, 
в том числе и среди язычников. Пророк одинаково осуждает вражду язычников, как против Израиля, так и между собой. Так, 
моавитян постигнет суд Божий за их бесчеловечную жестокость, за то, что они сожгли до извести кости царя едомского; 
филистимляне и финикияне обвиняются в том, что они перепродают рабов идумейским работорговцам (2:1; 1:6-9).
Изображая Ягве как Бога всех народов, наказывающего грех и среди язычников, пророк Амос тем самым подчеркивает большую 
виновность Израиля, который, в отличие от языческих народов, неоднократно сподоблялся великих Божиих благодеяний, 
благодатной поддержки, которую он оценил. Здесь, в первой части, содержится первое предсказание Амоса о падении 
северного царства, что позже многократно повторяется (2:13-16). 
2 часть содержит обличительные речи, относящиеся исключительно к Израильскому царству. Начинается эта часть тем, что 
Амос защищает свою миссию пророка в Израильском царстве рядом риторических вопросов: «Если лев начнет рыкать; кто не 
содрогнется? Господь Бог сказал; кто не будет пророчествовать?» (3,8), т.е. указывает, что он пророчествует не по 
своей воле, но по воле Божией.
Обличая израильских вельмож, собирающих себе богатство насилием и грабежом, пророк с особым негодованием говорит о 
знатных женщинах самарийских («телицы васанские»), которые любят роскошь и пиршества и побуждают своих мужей к 
притеснению и ограблению бедных. Пророк угрожает им тем, что их, как пойманную рыбу, вытащат крюками, так что они, 
бросив все свои убранства, будут вынуждены убегать через проломы стен (4:13). Далее, Амос разоблачает религиозный 
формализм и лицемерие израильтян (4:4-5). Он обличает их упорство в грехах и говорит, что на разные наказания Божии 
(голод, засуху, неурожай, гусениц, морскую язву, меч и разрушения) они отвечали упорной нераскаянностью (4:6-11).
В 5-й главе суд Божий и гнев изложен в форме погребальной песни: «Упала и не встанет более дева Израилева». Причина 
этому: идолослужение в Вефиле и других местах, нарушение нравственного закона и социальной справедливости. В частности, 
пророк говорит о несправедливости израильских судов, где бедные люди не могли найти защиту и справедливость. Амос 
говорит, что пришедший «день Господень», которого они ждут, как Божьего дара, для нечестивых будет днем наказания.
Выражение «день Господень» лишь только у поздних пророков: Исаии, Иеремии, Софонии, Иоиля приобретает эсхатологическое 
и мессианское значение, которого во времена Амоса еще не было, хотя само выражение «день Господень» впервые встречается 
у пророка Амоса.
Пи причине нечестия Господь отвергает их лицемерные жертвы, религиозные праздники и песни. Еще во время 40-летнего 
путешествия в пустыне Израиль стал идолопоклонником и потерял искренность, говорит Господь через пророка (5:25).
В 6-й главе излагаются угрозы беспечным и алчным богачам, проводящим жизнь в роскоши, неге и самомнении. «Вот я 
воздвигну народ против вас, дом Израилев, и будут теснить вас» (6:14).
Третья часть содержит описание пяти символических видений, продолжающих главную тему книги  обличение Израиля.
1) видение саранчи, опустошающей поля (7:1-3);
2) огня уничтожающего, т.е. засухи (7:4-6). Пророк, смущенный видением этих бедствий, обратился к Господу с молитвой, 
и Господь отменил их;
3) видение Господа в виде мужа с отвесом в руке (7:7-9). Смысл видения: как строитель использует отвес при 
строительстве здания, так и Бог использует суд Свой над Израилем с целью его исправления.
Все три видения указывают, что заслуживает Израиль своими грехами.
4) в четвертом видении (8:1-3) под образом корзины, наполненной плодами, выражена идея исполнения меры беззаконии 
Израиля, который, подобно спелым плодам, созрел для наказания. Далее указаны причины будущего наказания: 
несправедливость и угнетение бедных. Пророк здесь обличает алчность торговцев, которые наживаются на бедствиях народа, 
поднимают цену на хлеб и обманывают неверными весами (стихи 4-6). Среди предстоящих бедствий пророк особенно указывает 
израильтянам на лишение их слова Божия: «Се дние грядут, глаголет Господь, и послю глад наземлю, не глад хлеба, ни 
жажду воды, но глад слышания слова Господня (8:11-13). Сообщение слова Божия израильскому народу было свидетельством 
его богоизбранности и преимущества пред языческими народами, поэтому лишение их слова Божия было равносильно отвержению. 
И действительно, после Амоса и его современника Осии у израильтян уже не было пророков.
5) В пятом видении (9:1-3) пророк слышит голос Господа, повелевающего обрушить Вефильский храм, в котором собрался 
народ для идолослужения. Спасения от карающей десницы Господней не будет, что показано в гиперболических выражениях: 
«хотя бы они зарылись в преисподнюю… взошли на небо... скрылись на горе Кармил» (ст. 3).
За этим видением повторяется угроза истребления и рассеяния израильтян среди язычников, но с обетованием сохранения  
«благочестивого остатка». Это обетование об «остатке» соединяется далее с мессианским пророчеством о восстановлении 
падшей скинии Давидовой.
Стихи 9:11-12. «В тот день Я восстановлю скинию Давидову, падшую, заделаю трещины в ней, и разрушенное восстановлю, 
и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя 
Мое  говорит Господь, творящий все сие».
Это пророчество Амоса о восстановлении скинии Давидовой, когда все призывающие имя Господне – не только евреи, но и 
язычники  соединяются в едином исповедании Бога, является пророчеством о пришествии в мир Христа Спасителя  потомка 
Давида по плоти (скиния или дом Давида обозначает в Библии род Давида), и о вступлении в Церковь Христову не только 
евреев, но и язычников.
Такое именно толкование этого пророчества дал святой апостол Иаков, брат Господень по плоти, на Апостольском соборе 
в Иерусалиме в 49 году при обсуждении вопроса о том, как принимать язычников в Церковь Христову (Деян. 15 гл.) Этот 
вопрос возник в связи с тем, что язычники стали все чаще обращаться ко Христу и принимать крещение (Корнилий сотник, 
антиохийцы и др. Некоторые христиане из иудеев настаивали на том, чтобы христиане, обращенные из язычников, обязательно 
исполняли закон Моисеев. Тогда апостолы собрались в Иерусалим, чтобы разрешить этот спорный вопрос на соборе. Сначала 
говорили апостолы Петр и Павел, как они обращали и крестили язычников. Затем, после многих рассуждении взял слово 
председательствующий на собора апостол Иаков, который сказал: «Мужи братья! Послушайте меня. Симон (т.е. Петр изъяснил, 
как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, 
как написано...» Далее, апостол Иаков привел текст пророчества Амоса о восстановлении скинии Давидовой (Деян. 15:13-18). 
Этот текст и был положен в основу соборного постановления о принятии в Церковь Христову уверовавших из язычников без 
обременения их исполнением обрядов ветхозаветного Закона (обрезания и жертв).
В православном богослужении книга пророка Амоса не употребляется.



Hosted by uCoz