Обязанности пастырей (33, 1-9)

С этой главы начинаются утешительные пророчества, произнесенные Иезекиилем после падения Иерусалима. Последнее 
событие особенно способствовало возрастанию авторитета пророка среди пленников.
Глава начинается выяснением характера деятельности пророка в новых условиях его служения после разрушения Иерусалима. 
С этого времени обязанности пророка и тема его проповеди изменяются: он должен оставаться не только «стражем дома 
Израилева» и обличать за беззакония, но также утешать и подкреплять. Поэтому, соответственно новым условиям, вновь 
излагаются и обязанности пророка.
1-6 стихи. Его обязанности в отношении к народу выясняются через сравнение их с обязанностями городского стража в 
отношении к жителям города, которых он охраняет. Страж города, которого в древности ставили на башне, обязан 
предупреждать население города об опасности. Страж, своевременно предупредивший жителей о нападении врагов, не 
отвечает за гибель тех, которые были предупреждены, но не приняли мер к своей защите и спасению и погибли. Напротив, 
страж, увидевший врага, но не предупредивший жителей города, ответит за смерть погибших людей, хотя они и умрут за 
свои грехи.
7-9 стихи. Подобно городскому стражу, охраняющему жителей города, и пророк поставлен «стражем дома Израилева», но 
только духовным. Его обязанности своевременно предостерегать народ от грехов: а) если он не объявит грешнику, что 
его ожидает за беззакония, и грешник умрет во грехе своем, то пророк ответит за гибель души его; б) если же пророк 
призовет грешника отвратиться от этого пути его, но тот не послушает, то пророк не будет отвечать за него.
Рассмотренный отрывок 33-й главы сходен по содержанию с фрагментом 3, 17-19. Далее в 33-й главе говорится, что 
пророк должен напоминать отчаявшимся грешникам о милосердии и долготерпении Бошем. Покаяние – главное, что хочет 
Господь от согрешившего, а им может оказаться и праведник (10-20). В конце главы пророк обличает тех, кто слушает 
его речи из-за любопытства, не заботясь о нравственном исправлении. Из этих стихов видно также, какой популярностью 
пользовался пророк у изгнанников.

Обличение пастырей еврейских и предсказание о Мессии (34 глава)

По повелению Божию пророк Иезекииль произнес обличительную речь против пастырей израильских и утешительную для 
пленного народа. Речь эта произнесена была тогда, когда и те, и другие ощутили всю горечь плена.
Пастыри обвинялись в том, что они не исполняли своих обязанностей, а «пасли самих себя», т.е. заботились только о 
получении материальной выгоды от стада. При этом они обращались с пасомыми с высокомерием и жестокольстью. Вследствие 
нерадения пастырей овцы рассеялись и стали добычей хищных полевых зверей (1-10).
Пророк обличает пастырей за их недостойный образ жизни: «Вы ели тук, и волной одевались, откормленных овец заколали, 
а стада не пасли...», за неисполнение прямых своих обязанностей: «Слабых не укрепляли (ср. Рим. 14,1), больных не 
врачевали, пораненных не перевязывали, угнанной не возвращали и, потерянной не искали» (4). Здесь следует прежде 
всего понимать духовные недуги овец словесного стада: слабость веры или маловерие, различного рода грехи и пороки, 
из-за которых душа человека духовно умирает.
Из числа обязанностей, которые обличаемые пастыри исполняли не как следовало, названы следующие: управление паствой 
с насилием, т.е. людей нравственно сильных, способных к подвигам пастыри обременяли неумеренными требованиями и 
обязанностями (ср. «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям; а сами не хотят и перстом 
двинуть их» (Мф. 23,4). Пастырь обязан видеть возможности своих духовных детей и возлагать на каждого не более того, 
сколько он может понести.
Пастыри обличаются за жестокость. Порок никогда не искоренишь жестокостью, то есть явным обнаружением своего 
господства и власти. Евангелие учит пастырей употреблять для «исправления дух кротости» (1 Петр. 5,3; Мк. 3,44. ср. 
Сир. 3,18-32,1). 
7-10. Господь через пророка клятвенно обещает, что новые пастыри ответят перед Ним за погибших овец. «...И не дам 
им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти сами себя...», т.е. отнимается у них стадо, а с ним и благоденствие.
С 11-го стиха речь приобретает утешительный характер, она направлена уже к рассеянным овцам – пленным евреям. 
В 11-16 стихах Господь предстает как Истинный Пастырь. Освободив своих овец от нерадивых пастырей, Он возьмет их 
под Свое покровительство, соберет их и будет заботиться о них. Погибшего отыщет, заблудшего возвратит на путь истины, 
пораненного перевяжет, немощного подкрепит, сильного сохранит, т.е. каждой душе будет дано то, что ей необходимо.
16-22 стихи. Время Его служения будет отличаться торжеством правосудия. Среди пленных отмечалось неравенство – теперь 
оно будет искоренено. Мысль эта выражена так: сильные и строптивые овцы и козлы виновны были в том, что они не 
довольстволись тем, что наелись на хорошем пастбище и пили чистую воду, но остатки пастбища еще топтали ногами, 
а воду после питья мутили, так что слабым овцам оставалось истоптанное пастбище и мутная вода. При этом сильные 
овцы толкали и бодали слабых, за что Господь обещает строго покарать их: «Разжиревшую и буйную истреблю» (16).
Стихи 23-24 – мессианское пророчество (наизусть): «И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти раба 
Моего Давида; он будет пасти их, и он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет 
князем среди них. Я, Господь, сказал это». Пророчество об одном Пастыре предполагает и единое стадо. Господь в 
притче о Добром Пастыре единого стада объяснят это пророчество, указывая на Себя (Ин. 10,1-16). Он же совершит 
окончательный и праведный суд между праведными и неправедными овцами всего словесного стада, когда в день судный   
«отделит праведных от беззаконных», как пастырь отделяет овец от козлов, и каждый получит то, что заслужил 
(Мф. 25, 32-34,41).
Из контекста речи Иезекииля и по толкованию святых отцов следует, что под «пастырями израилевыми следует понимать 
руководителей избранного народа – царей, первосвященников, священников, старейшин и вообще всех, кто имел власть 
над Израилем до пришествия Мессии. Грозное пророчество о недостойных пастырях, по мысли святых отцов, звучит 
предупреждением и в Новом Завете пастырям, не заботящимся о спасении вверенного им стада.


Hosted by uCoz