О гласе вопиющего в пустыне (Исайя, 40:1-11)

В стихах 1-11 этой главы содержится троекратный призыв к приготовлению народа на встречу Господа 
(в стихах 35, 68, 9-11) Речь пророка при этом имеет двоякий смысл: 1) в приложении к возвращению евреев из 
вавилонского плена и 2) к явлению Иоанна Предтечи Господня в пустыне иорданской с проповедью покаяния и 
пришествия Мессии.
Стихи 1-2. Пророк получает от Бога повеление утешать свой народ скорым возвращением из плена, ибо он уже выстрадал 
за свои грехи, и Господь простил грехи народа.
Стихи 3-4. Затем пророк изображает величественную картину возвращения евреев из плена, как будто оно уже совершается. 
Раздается призыв вестника, повелевающего приготовить путь (дорогу) в пустыне, через которую должен возвращаться 
народ под предводительством Самого Царя  Господа. Далее указывается подробнее, в чем должно состоять это приготовление 
пути: дебри, т.е. низкие места, должны быть засыпаны, горы и холмы  срезаны, все неровности и тесы должны быть выровнены.
Образ речи пророка о возвращении евреев из плена под посредственным предводительством Самого Бога, заимствован из 
обычая древних царей посылать впереди себя вестника (для приготовления пути и народа к встрече. Призыв к 
приготовлению пути Господу в речи пророка указывал пленникам а близкое время освобождения их от плена.
Стих 5. Когда будет приготовлен путь, последует откровение славы Божией, «И явится слава Господня, узрит всякая 
плоть спасение Божие». Эти слова имеют отношение как к возращению евреев из плена, так и к явлению в мир Мессии.
В пророчески мессианском смысле, в приложении к мессианским временам, значение 15 стихов раскрыто в Евангелии 
(Мф. 3:3; Лк. 3:46; Мк. 1:13). По объяснению евангелистов, под «гласом вопиющего в пустыне» разумеется Иоанн 
Креститель, Предтеча Господень, проповедовавший в пустыне Иорданской. Он сам сказал о себе: «Аз глас вопиющего 
в пусты: исправьте путь Господень, якоже рече Исаия» (Ин. 1:19). Призывая народ очистить свои сердца покаянием 
и молитвою встретить грядущего Мессию, Иоанн Креститель тем самым приготовлял Ему путь (Мф. 3:8-10). Различные 
виды грехов и пороков, которые он обличал в современниках, изображаются в пророчестве под образом неровностей 
пути: дебрей, холмов, утесов и т.д. Первые апостолы: Петр, Андрей, Филипп, Варфоломей, были из учеников Иоанна 
Крестителя и проповедью его были настолько духовно приготовлены к принятию Спасители, что услышав призыв Христа, 
сразу же последовали за Ним (Ин. 1:29, 43). Как вестник и Предтеча, Иоанн Креститель прямо указал на пришедшего 
Мессию словами: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира».
Когда вслед за Предтечей выступил на служение человеческому роду Сам Господь во плоти, то «всякая плоть», т.е. 
все человечество, через совершенное Им дело искупления действительно узрело триипостасного Бога: Отца, пославшего 
в мир Своего Сына; совершителя дела спасения Иисуса Христа, и Святого Духа, завершившего дело спасения нисхождением 
на святых апостолов в день Пятидесятницы.  Стихи 13 и 9 входят в паримии в дни памяти святого Иоанна Предтечи.
Далее в следующих стихах главы (12-20) говорится о премудрости Божией и ничтожности человека и (21-31) о Боге как 
о Творце и Промыслителе мира.

Hosted by uCoz