Характер изложения книги пророка Исаии

Изложение книги пророка Исаии отличается: 
1) чистотой, правильностью и изяществом языка, отсутствием простонародных и грубых оборотов речи. Блаженный 
Иероним эту особенность объясняет знатностью происхождения пророка. Но в переводах она не совсем сохранена и менее 
заметна.
2) Вторая особенность книги – ясность предсказания о будущих событиях и особенно о Мессии и Его царстве, так что, 
по мнению бл. Иеронима, Исаию «прилично называть не столько пророком, сколько евангелистом».
Наиболее ясные пророчества: предсказание о рождении Эммануила от Девы (7,14) о множестве чудес, совершенных Иисусом 
Христом (35,5,6), о Кире (44,2745,15), о кротости и смирении Христа (42,14), об уничиженном Его состоянии (53,17).
Но и эта особенность книги не во всех переводах сохранена. Относительно перевода Семидесяти книга пророка Исайи 
блаженный Иероним пришел к заключению, что «семьдесят толковников не захотели в свое время ясно изложить таинство 
своей веры язычникам, чтобы не повергнуть святыню псам и бисер пред свиньями».

Разделение на части и очерк содержания книги пророка Исайи

Книга пророка Исайи состоит из 66 глав и по своему содержанию может быть разделена на три части. Каждая же часть 
состоит из нескольких тематических отделов.
1 часть (Исайя 1-39 главы) содержит пророчества обличительного и утешительного характера, произнесенные и записанные 
в различное время по поводу различных исторических обстоятельств. Эта часть состоит из 6 отделов: (1-12 гл.; 
13-23 гл.; 24-27; 28-33 гл.; 34-35 гл.; 36-39 гл.).
1) 1-12 главы – речи об Иудее и Иерусалиме. 1-6 главы этого отдела представляют собой введение в книгу, в котором 
содержатся обличительные речи пророка, относящиеся большей частью к начальному периоду служения пророка при Озии и 
Иоафаме. В них изображается греховность иудейского народа, возвещается угроза наказания за нечестие, спасение 
«остатка» и призвание Ис. к пророческому служению (6 гл.)
7-12  речи пророка, произнесенные в период нашествия на Иудею и Иерусалим сиро-ефремлян при Ахазе 735-734 гг., в 
которых предсказывается падение Израиля, Сирии, а также и Ассирии, к помощи которой обратился Ахаз; возвещается 
безопасность дома Давида, из которого должен родиться Эммануил от Девы (7,14); предъизображается Его духовное 
царство (9, 16) и обстоятельства рождения: Эммануил родится в скромных условиях, но будет обладать полнотой даров 
Духа Божия, а Царство Его будет правосудным и мирным (11,1-10). Отдел заканчивается 2 небольшими гимнами избавленных 
(12 гл.) 
2) (13-23 главы) пророчества о судьбах языческих народов и евреев: о Вавилоне (13,1-14,23); Ассирии (14,24-27); о 
земле Филистимской (14,28-32); Моаве (15-16); Дамаске и Самарин (17); Эфиопии (18); Египте (19-20); о падении 
Вавилона (21, 1-10); об Едоме (21,11-12); Аравии (21, 13-17); Иерусалиме (22); Тире и Сидоне (23).
3) 24-27 главы – эсхатологические пророчества, или т. наз. «Великий апокалипсис» Исаии.
4) 28-33 главы - так называемый «ассирийский цикл»: речи против политики иудейского царя (Езекии), 
заключающего союз с языч. Египтом против ига Ассирии. Союз этот не угоден Богу, и спасение зависит только от Бога. 
Возвещается иудеям  бедствие,  но затем спасение, а Ассирии  поражение.
5) 34-35 главы – два эсхатологических пророчества или «малый апокалипсис» Исаии. О наказании Едома и языческих 
народов и возвращении изгнанников.
6) 36-39 главы – исторический отдел, параллельный 4 Цар.18, 13-20,19 (с добавлением молитвы Езекии 38,9-20), в 
котором повествуется о нашествии Сеннахирима на Иерусалим и внезапной гибели ассирийцев (36-37), о болезни и исцелении 
Езекии (38 гл., о посольстве в Иерусалим от вавилонского царя, по поводу которого пророк Исаия предсказал вавилонский 
плен (39) 39 главу (последнюю) можно рассматривать как введение ко 2 части, которая начинается пророчеством о 
возвращении евреев из вавилонского плена.
Вторая часть (Исайя, 40-55 главы) содержит утешительные пророчества, о спасении от плена, о Мессии, искуплении и 
мессианском духовном царстве. Здесь два отдела: 40-48 и 49-55 главы.
1. 40-48 главы  пророчества об освобождении из вавилонского плена и от рабства греху. Изображается деятельность 
Мессии, Раба Господня, как кроткого и смиренного проповедника, творящего чудеса. Освободитель пленников царь Кир 
назван по имени и, даже более – помазанником Божиим (45,1). Возвещая спасение пленников, пророк предсказывает падение 
Вавилона с его идолами и обращение к Богу язычников.
2. 49-55 главы о Рабе Господнем, совершающем дела искупления через страдания и смерть за грехи людей, о прославлении 
Его, и о Его духовном царстве.
Оба эти отдела, как видно из их содержания, взаимно связаны между собой единством богословских идей. Главная тема 
пророчества  предызображение служения, страданий и последующей славы Мессии, Который в евр. тексте именуется «Рабом 
или Слугой Господним», а в греч.  «Отроком Господним».
В четырех местах второй части книги пророчества о «Рабе Господнем» изложены в форме гимнов: 42,19; 49,16; 50,49; 52, 
13-53,12. Эти места называются «Посланиями Раба Господня», а пророчества, содержащиеся в них, в Новом Завете отнесены 
к Иисусу Христу (Лк. 22,19-20; 37; Мк. 10,25 и др.)
Общий фон 40-55 глав книги – Вавилон, а не Палестина. Пленение изображается как исторический факт. Иерусалим и храм 
лежат в развалинах и должны быть восстановлены через освободителя Кира (44,26-28; ср.45,13). Пленники ограблены 
вавилонянами (42,22-26; 47,6), на земле которых они находятся (48,20); приближается их скорое возвращение 
(40,1-11;46, 13; 51,3,14), Вавилон же будет наказан и уничтожен (43,14) (об Ассирии в этой части книги не говорится 
кроме 52,4 – неопределенное прошлое).
При чтении второй части (40-55 главы) создается впечатление, что они отражают время между приходом к власти Кира 
персидского и завоеванием им Вавилона (т.е. между 556-539 гг. до Р.Х), и что они написаны автором-пророком, знакомым 
с Вавилонией, ее богатствами (45,3), судоходными каналами и пересыхающими реками; наблюдавшим процессии ношения идолов, 
напрасно молившихся им язычников (45,20); видевшим вавилонских чародеев – обманщиков (47, 9-15), а также хорошо знавшим 
духовное состояние вавилонских пленников: их страх (41,10-13; 44,2;51, 7,12:54,4), отступничество (46,8,48,1), 
духовную слепоту и равнодушие (42,18), склонность к идолопоклонству (48,3-11). В связи с этим большинство современных 
экзегетов полагают, что 40-55 главы написаны в Вавилоне в У1 веке неизвестным по имени пророком, которого условно 
называют Исаией II (Девтеро Исаией) или Исаией Вавилонским,  учеником и последователем школы Исаии Иерусалимского, 
хорошо знакомым с его богословием.
III ч. Исаия 56-66. Основная тема 3й части книги - мессианское духовное царство и распространение его при содействии 
Святаго Духа среди языческих народов. Общий фон 56-66 гл. - Палестина. а не Вавилон Увязать речи (пророчества) в 
хронологическую последовательность довольно трудно.
а) Согласно отрывку 63, 7-54,11 Иерусалим и храм уже лежат в развалинах, т.е. указывается на время после катастрофы 
587 г.
б) Но из других отрывков следует, что храм восстановлен (56,5,7, 60,7), хотя городских стен еще нет (60,10), и 
ожидается их восстановление (62,6), что указывает на время после построения храма в 516 году, но до восстановления 
стен при Неемии 445 г.
в) Обличительный отрывок (57,1-13), скорее всего, надо отнести к допленной эпохе.
Из-за отсутствия хронологической последовательности и четко выраженного литературного единства мнения толковников 
расходятся. Один приписывает авторство этой части так называемому Исайи III (ученику Исаии II), другие – Исайе II. 
Последнее мнение находит себе подтверждение: 
а) в сходстве ряда отделов книги (60-62 глл. = 40-55);
б) единстве словарного состава всех 27 глав (с 40-66) и отличие их от словарного состава 1-39 глав. Это недавно 
подтверждено при помощи электронного компьютера. Следовательно, II и III части могли быть написаны одним автором – 
Исайей II в Вавилоне (вторая часть) и по возвращении из плена в Палестине (третья часть).
Важно отметить, что согласно выводам современной критики соединение и окончательная редакция всех пророчеств, 
вошедших в книгу, были завершены до перевода Семидесяти (285 г. до Р.Х.) и до Сираха (180 г. до Р.Х.) (Сир.48, 2425), 
где все части приписаны великому Исайи.
Это же утверждается и в Новом Завете: в свидетельстве Евангелиста, что писание Исайи (Ис. 61,12) прочитанное 
Спасителем в Назаретской синагоге, исполнилось на Нем (Лк. 4,17-22). В ссылках Христа на «пророчества Исаии» об 
иудеях (Мф.15, 9 = ср. Ис 29,13; Лук. 22,37 = Ис. 53,12); в цитировании евангелистами пророчеств Исаии 
(Мф.3,3 = Ис.40,3; Мф. 4,46 = Ис. 9,12; Мф. 9,17 = 53,4; Мф.12,17-21 = Ис.42,14; Ин.1,23 = Ис.40,3; Ин. 12,38-40 = 
Ис.53,1); в цитировании книги Исаии другими апостолами в новозаветных книгах (Деян. 8,28,32-33 Ис.53,78; Рим. 9,27 
Ис. 10,22-23 и др.).
Следуя текстам Нового Завета, отцы и учители Церкви в своих толкованиях и многочисленных ссылках также признавали 
подлинной всю книгу Исаии. Этому воззрению не противоречит некоторое различие языка и стиля (1-39 гл.) и 40-66 глл. 
что можно объяснить, во-первых, тем, что Исаия в течение полувекового служения мог усовершенствовать свой стиль и, 
во-вторых, тем, что в главах 1-39 преобладают угрозы, а в главах 40-66 – утешительные пророчества. Кардинальной же 
разницы в языке этих частей книги Исаии нет; каждая из них написана прекрасным поэтическим языком и стилем, вследствие 
чего вся книга Исайи (66 глава) считается классическим образцом ветхозаветной пророческой письменности. Наконец, 
как в 1-39, так и в 40-66 главах многократно употребляется наименование Бога «Святый Израилев» (13 раз в 1-39 и 12 
раз 40-66), которое редко встречается в других ветхозаветных книгах и свидетельствует о единстве автора всей книги.
Все вышеперечисленные проблемы относятся к области исагогики и совершенно не влияют на каноничность, 
боговдохновенность всего содержания. Христос и апостолы особенно отличали достоинство книги пророка Исаии за ее 
мессианские пророчества, находящиеся во всех ее частях. Исполнение этих пророчеств, как нельзя лучше, говорит в 
пользу самой книги и ее великого автора.



Hosted by uCoz